Экстравертивная и интровертивная октада божественных пар

Бхайрава и Кали проявляются как октада йамал (пар), располагающихся вокруг владыки и владычицы кулы – Махакалабхайравы и Махакали. Центральные божества эманируют из себя восемь бхайрав, отцов (вир), и восемь матерей, матрик (капалини). Этот символизм полисемантичен, октада бхайрав и октада матрик трактуется различными способами. Как уже говорилось ранее, под матриками могут понимать триаду антахкараны (человеческого сознания) вместе с пентадой джнянендрий (органов чувств). Под матриками могут понимать богинь консонантных групп санскрита, порождающих различные феномены мироздания. Под матриками могут понимать тантрические архетипы. То же самое касается бхайрав. Восемь йамал могут олицетворять восемь или шестнадцать аспектов-эманаций центрального семенного слога (биджи) той или иной тантрической традиции. Бхайравы и матрики изображаются в янтрах и мандалах располагающимися на восьми лепестках лотоса, в центре которого находятся кулешвара и кулешвари, основные божества. Иногда, для удобства, октаду йамал разворачивают на две-три октады. И тогда на янтрах мы видим два-три круга лепестков лотоса, располагающихся один внутри другого. Например, внутренний лотос содержит в себе октаду антахкараны и джнянендрий, внешний лотос содержит в себе октаду архетипов, могущей быть по совместительству и октадой негативных феноменов, которые адепты с помощью мистико-магических медитативных методов должны преобразить в совершенства. Наиболее распространенные имена октады матрик: Брахми, Махешвари, Кумари, Вайшнави, Варахи, Индрани, Чамунда, Йогешвари. Наиболее распространенные имена бхайрав: Аситанга, Руру, Чанда, Кродха, Унматта, Капала, Бхишана, Самхара.

В различных тантрах имена и функции бхайрав и матрик могут отличаться друг от друга, частично или полностью. То же самое касается расположения божеств по сторонам света и их внешнего вида. В некоторых традициях все бхайравы и матрики одного цвета – черного, в других традициях матрики и бхайравы имеют разные цвета. Есть и традиции, включающие в себя как круг черных йамал, так и круг разноцветных.

На уровне архетипов восемь бхайрав и восемь матрик могут олицетворять одновременно восемь проблем сансары, восемь недостатков сансарической личности, и восемь защитников-победителей, восемь достоинств, восемь совершенств мастера тантризма. Например, Аситанга представляет собой проблемы и выгоды от магии жизни, создающей удачи или неудачи. Руру – проблемы и выгоды от органического тела и его инстинктов, от дикой природы и ее стихий. Чанда – проблемы и выгоды от войн. Кродха – проблемы и выгоды от гнева, злости и ненависти. Унматта – проблемы и выгоды от опьянения, наслаждения и иллюзий. Капала – проблемы и выгоды от криминала. Бхишана – проблемы и выгоды от страха. Самхара – проблемы и выгоды от разрушения и смерти. Восемь матрик являют собой как восемь сил сансары, так и восемь проявлений Махакали, восемь сил-совершенств божественности. Восемь бхайрав являют собой восемь манифестаций Калабхайравы, проявившегося в аспекте Кшетрапалабхайравы, хранителя и владыки мироздания. Восемь бхайрав расположены на восьми направлениях. Они защищают адептов и создают проблемы сансарическим профанам.

В лаконичной версии мандалы, божества антахкараны и пяти сфер восприятия совпадают с вышеперечисленными архетипами. В развернутой версии круг архетипов расположен отдельно от круга  этих божеств, имеющих следующие имена. Бог Йогитабхайрава (Бхайрава соединяющий) и богиня Чандавега (Свирепая скорость) олицетворяют буддхи и располагаются на востоке. Бог Вардхакабхайрава (Бхйрава разделяющий) и богиня Уграхастани (Обладательница ужасных рук) олицетворяют ахамкару и располагаются на юго-востоке. Бог Вичинтабхайрава (Бхайрава мыслитель) и богиня Бхимавактра (Ужасная пасть) олицетворяют манас и располагаются на юге. Бог Равабхайрава (Бхайрава ревущий) и богиня Гаджакарна (Слоноухая) олицетворяют сферу звука, таттву «эфир» и располагаются на юго-западе. Бог Аштабхуджабхайрава (Бхайрава осьминог) и богиня Караладэха (Грозная форма) олицетворяют сферу осязания, таттву «воздух» и располагаются на западе. Бог Джвалабхайрава (Бхайрава пламенеющий) и богиня Чандакши (Свирепоглазая) олицетворяют сферу видения, таттву «огонь» и располагаются на северозападе. Бог Дантурабхайрава (Бхайрава зубастый) и богиня Асиджихва (Меч-язык) олицетворяют сферу вкуса, таттву «вода» и располагаются на севере. Бог Кунджабхайрава (Бхайрава слон) и богиня Махагхрата (Большой клюв или Большой нос) олицетворяют сферу обоняния, таттву «земля» и располагаются на севере. В данном контексте, центральные божества мандалы могут именоваться не только Бхайрава и Кали, но Пурушабхайрава (Бхайрава пуруша) и Чакравега (Скоростной вихрь), олицетворяя собой обожествленность пуруши и его пракрити. В лаконичной однолотосовой мандале две октады божеств располагаются на восьми лепестках – божества антахкараны и пяти сфер восприятия – на внутренней поверхности лепестков, а архетипические божества – на внешней. В более развернутой двулотосовой мандале одна октада йамал располагается на внутреннем лотосе а внешняя – на наружном лотосе. Есть и трехлотосовый вариант мандалы, однако раскрытие его темы выходит за рамки этой статьи.

Адинатх М. Джайадхар