Прототантрические и тантрические традиции шайва-шактизма

Шайва-шактизм разделился на два мистико-магических направления – атимарга и мантрамарга. Путь атимарга предназначен для аскетов, его цель – духовное освобождение. Путь мантрамарга может практиковаться как аскетами, так и семейными людьми, имеющими своё домохозяйство. Цель этого пути, как освобождение, так и наслаждение через обретение различных сил и способностей. В свою очередь атимарга, что переводится как «космический путь», «всё превосходящий путь», делится на два направления – пашупата и лакула.

Шмашана Кали
Шмашана Кали

Пашупаты почитают божественность как Рудру Пашупати – грозного владыку природных стихий, людей и зверей. Однажды божество вошло в мёртвое тело брахмана, лежавшее на погребальном костре, и оживило его. Таким образом, Пашупати проявился на Земле как святой мудрец Лакулиша, который передал людям устные наставления, а также священный текст – Пашупатасутры. Пашупата дхарма предназначается для брахманов мужского пола, она включает в себя четыре жизненных периода. Сначала адепт живёт возле храма Шивы и уподобляется своему божеству, приведя своё тело и своё поведение в соответствие со своим божественным архетипом – Рудрой Пашупати, медитируя на пентаду мантр Йаджурведы. Усыпав своё тело пеплом, он неистово хохочет, танцует и поёт, славя божество. На втором этапе аскет покидает храм и живёт среди людей, прося у них подаяние в виде еды. Он скрывает факт того что является адептом пашупаты. Притворяясь психически больным человеком, фриком и скандалистом, он ведёт себя провокационно. Люди, возмущённые поведением адепта, плохо о нём отзываются, ругают его. А он прощает их за это. В результате, дурная карма адепта и его недостатки переходят к тем, кто его ругает, а их хорошая карма и достоинства – переходят к адепту. Очищенный через такой обмен кармой адепт вступает в третий этап пути. Он селится в какой либо пещере, лесном шалаше или в руинах здания, практикует медитацию, повторяя пентаду мантр Йаджурведы, и питается тем, что смог найти сам. Этап завершается тогда, когда адепт достигает отождествления себя с Рудрой, и не нуждается более в мантрах. На четвёртом этапе адепт селится на шмашане и живёт там до самой смерти. После смерти, по воле Рудры, адепт избавлялся от всех страданий и обретал совершенные качества своего божества.

Путь лакула марги развился из пашупати марги и представляет собой её радикальную ветвь. Адепт пути лакула должен жить бродягой, украшенным ожерельем из человеческих костей, странствующим по миру, опираясь на кхатвангу – посох с насаженным на него человеческим черепом. Он должен собирать милостыню в чашу, сделанную из человеческого черепа – капала-патру. Его священный брахманский шнур должен быть сделан из кожи змеи. Он носит набедренную повязку, его тело покрыто пеплом и разрисовано символами божества. Он может пить и есть всё, что захочет, так как он отождествляется с Рудрой, а Рудру ничто не в состоянии осквернить. Адепт почитает Рудру как верховного убийцу, в том числе и убийцу священных брахманов.

Мантрамарга делится на три основных традиции – Шива маргу, Рудра маргу и Бхайрава маргу. Поскольку эта книга посвящена Бхайраве и Кали, уделим внимание бхайрава марге.

Бхайрава марга делится на два базовых направления. Одно из них зовётся мантрапитха, другое – видйапитха. Основной божественный архетип мантрапитхи – мужской. Основной божественный архетип видйапитхи – либо мужской и женский вместе, либо женский. В обоих направлениях архетипы божественности имеют капалическую форму. Капалика марга, или сома сиддханта, «путь брахманоубийц», взрастила из себя как мантрапитху, так и видйапитху. Капалики почитали Шиву как Бхайраву Капалешвару – владыку черепа, и Махакалабхайраву – верховного владыку, отца смерти. Они жили и практиковали путь самообожествления в местах сожжения трупов и лесных дебрях. В духовную практику капаликов входил некроцеремониал (медитации с использованием трупов), сомацеремониал (медитации с использованием секса и интоксикаций), танатоцеремониал (кровавые жертвоприношения божествам людей и животных), а также другие экстремальные мистико-магические практики. Божественным архетипом капаликов был Бхайрава, наказавший за проступки бога-творца Брахму, оторвав ему одну из его пяти голов. Брахма считается праотцом всех брахманов, а брахманы считаются священными существами, учителями дхармы. Убийство брахмана – величайший грех. Божественность парадоксальна, как парадоксален и мир, который она сотворила. Капалика марга им под стать. Капалики воспринимаются одновременно: как святейшие из аскетических мистиков, и как ужасающие из преступников. На их пути и святость, и грех трансформируются в божественность. Их путь называют, также, сомасиддханта. Во-первых, Сомешвара (владыка луны и священного мистико-магического зелья) – одно из имён Шивы. Во вторых, сома трактуется, также, как «са-ума» — «вместе с Умой». Ума – одно из имён жены Шивы. Поэтому, аскетизм капаликов не включает в себя целибат. Капалин странствовал по миру в сопровождении женщины-капалини, олицетворяющей собой гневную йогини – жену Бхайравы, наделяющую адепта мудростью и силой.

Вот что говорит о себе древний капалик, духовный мастер Вишвамитра: «Мое ожерелье и украшения сделаны из человеческих костей. Я живу среди пепла, оставшегося от мертвых, и ем из человеческих черепов. Мы пьем спиртные напитки из черепов брахманов, наши святые костры мы поддерживаем, подкладывая в них мозги и легкие людей, смешанные с их плотью. И человеческие жертвы, забрызганные свежей кровью, льющейся из ужасных ран на горле, – вот наши подношения, которыми мы умиротворяем ужасного бога (Маха Бхайрава). Сила нашей религии такова, что мне подчиняются Хари-Хара и самые величайшие и древнейшие из богов; я останавливаю движение планет в небесах, я погружаю Землю в воду вместе с ее городами и горами, и я выпиваю все воды за одно мгновение. Тот, кто напоминает богов, чей герб – лунная сфера, и кто с наслаждением обнимает женщин, прекрасных как Парвати, – испытывает высшее блаженство».

 

Данный фрагмент не говорит о том, что отдельно взятый человек, капалик Вишвамитра, может по просьбе сотоварищей остановить движение планеты Юпитер, затопить Евразию или выпить воду Атлантического океана.

Данный фрагмент говорит о том, что посредством созерцания и исследования своей подлинной сути, посредством капалических медитаций, мастер Вишвамитра научился воспринимать себя единым с вселенским богом и его богиней. Посему, все силы вселенной ощущаются им как его силы. Все процессы, проистекающие в мире или могущие в нем произойти – происходят спонтанным изъявлением воли бога, одним из проявлений которого является адепт Вишвамитра.

Из капалика марги возникло много путей мантрапитхи и видйапитхи. Среди них путь Сваччхандабхайравы и его супруги, богини Агхорешвари; путь Капалишабхайравы и его супруги Чандакапалини, путь Махакалабхайравы и его супруги Махакали. Во всех этих традициях большую роль играет культ черепа, а также культ шмашанов – мест кремации мертвецов. Божества мантрапитхи и множества ветвей видйапитхи имеют капалический облик: они носят кхатвангу с черепом, чашу-капалу, сделанную из человеческого черепа. Божества украшены гирляндами отрубленных человеческих голов, и руками, отрезанными у трупов, а также живыми змеями. Адепты должны были соответствовать этому божественному архетипу. Вот как описывает адепта видйа питхи знаменитый учёный Алексис Сандерсон: «Его волосы спутаны и заколоты шпилькой из человеческой кости, на нём серьги, браслеты и пояс, все из одного материала, священный шнур, сделанный из перекрученных волос мертвецов, он вымазан пеплом погребальных костров, несёт с собой чашу-череп, посох с черепом и барабан-дамару. Периодически он пребывает в состоянии алкогольного опьянения. Он чередует периоды ночных странствий с почитанием божеств, он вызывает и ублажает божеств тантрической мандалы, которым он посвятил себя. Ублажение требует участия посвящённой спутницы, с которой он должен совокупляться, чтобы произвести смешанные половые жидкости, которые, наряду с кровью и другими «ритуально нечистыми» субстанциями, представляли собой очень соблазнительное подношение этому классу божеств».

Культ йогинь является одной из наиболее древних традиций класса видйапитха. Йогини представляют собой различные силы божественности, символически выражающей себя посредством мужского архетипа – Бхайравы. Йогини исходят из его сердца и образуют «йогини-джала» — сеть силы, образующей мироздание. Их дикий облик и смертоносная сила символизируют природную естественность и огромную, нечеловеческую мощь. Йогинь почитают в местах силы, именуемых питхами, многие из которых представляли собой места сожжения трупов. Целью адепта было побудить этих йогинь явиться перед ним, и, приняв в свою банду, «йогинигану», поделиться с адептом своей силой и эзотерической мудростью. Как упоминает А. Сандерсон, «йогинь считали способными вселяться в женщин и таким образом вступать в самую сокровенную связь со своими приверженцами. Те, кто был зачат в таких ритуальных соитиях, с рождения считались божественными. Другие выглядели как девочки восьми, двенадцати или шестнадцати лет, живущими в местах силы, трёх уровней насыщенности силой. Другие обнаружены в женщинах из касты неприкасаемых, двадцати семи лет и старше, как дакини и другие формы опасных духов».

Разные йогини принадлежат разным семействам. Особое значение имеют восемь основных семей, происходящих от восьми великих матерей, имена которых – Брахми, Махешвари, Каумари, Вайшнави, Аиндри, Варахи, Чамунда, Махалакшми. Для разных семей разные лунные фазы являются особо священными. В ту лунную фазу, которая особо священна для его божественной матери, адепт должен искать связь с йогини из его семьи, и обретать с её помощью чудесные силы и эзотерические знания.

Другой традицией видйапитхи является культ йамалы, который включает в себя «отцовско-материнские» тантры. Главные божества этой традиции – Капалишабхайрава («владыка черепа») и Чандакапалини («яростная, свирепая богиня черепа»). В отличие от ряда других традиций видйапитхи, таких как культ Агхорабхайравы и Агхорешвари, в которых главная мантра является мантрой связанной с мужским архетипом, главная мантра йамала тантр объединяет в себе и мужской и женский архетип. Главной мантрой капала йамалы будет «ом хум чанде капалини сваха!» Пранава «ом» и Биджа (семенной слог) мантры — «хум» — являются «мужскими». Однако, той частью мантры, которая проявляет её силу, является имя богини – Чандакапалини. К тому же, мантра заканчивается килакой «сваха», символизирующей супругу бога огня и считающейся килакой богинь. Биджа, порождающая эту мантру, представляет собой Бхайраву, но божеством мантры будет Бхайрави Чандакапалини. Таким образом, мантры йамала тантр превосходят ограничение «женским началом» и «мужским началом».

Ещё одним культом видйапитхи является культ священной триады – трика. Эта традиция фокусируется на вселенском узоре силы, порождаемой триадой богинь, образуемой йогинями, и образующей все измерения мироздания – от тончайших, до грубейших. Йогин уподобляется Бхайраве, пожирая осознаванием все уровни мироздания – от самого грубого, до самого тончайшего. Центром вселенского узора силы являются три богини, имя которым Пара или Агхора, Парапара или Гхора, и Апара или Гхоратари. Богиня Пара выглядит мирно и изображается белой, олицетворяет силу принципа субъективности (прамата). Богиня Парапара выглядит по капалически яростно, изображается красной и олицетворяет силу принципа восприятия субъективностью объективности (прамана). Богиня Апара имеет капалический вид и выглядит ужасно, она изображается чёрной и олицетворяет силу принципа объективности (прамейа). Сами три принципа изображаются как три покоящихся бхайравы, на которых восседают три богини. Триада бхайрав и их шакти является первичной матрицей, путём само развертывания образующей всё мироздание, и всё в мироздании. Адепты подносят этим божествам различные дары, среди которых мясо, собственная кровь и спиртные напитки.

К путям видйапитхи также относится культ богини Кали. Он породил из себя несколько мощных тантрических традиций. Некоторые из традиций, основанных на культе Кали, инкорпорировали в себя культ божеств триады. В свою очередь, некоторые традиции, основанные на почитании триады, обогатили себя. Они вобрали в себя культ Кали и поставили её над богинями триады. Таким образом, возникла очень мощная каулическая традиция, основанная на культе Махакалабхайравы и Махакали, которые проявляются как пантеон божеств, основными из которых являются богини Агхора (Пара), Гхора (Парапара) и Гхоратари (Апара), единые с триадой своих бхайрав.

Каулизм является спонтанным возрождением древнейшей примордиальной духовной традиции, свойственной тем временам, когда человек не выделял себя из природы, и не делил феномены мира на духовные и мирские. Призыв каулизма заключался в возврате к принципу единства мистико-магического пути быстрейшего обожествления и обыденного житейского быта семьи, рода, племени. Основные культы мантрапитхи и видйапитхи исповедовались аскетами, удалившимися от общества. Каулизм развился на основе культов йогини и соединил капалический мистицизм видйапитхи с модусом семейной жизни домовладельцев. Он соединил понятие «кула» как семейство йогинь с понятием «кула» как семья адептов. Другим важным вкладом каулизма была интериоризация понятия «кула». Термин «кула» стал также обозначать и тело адепта. И путём дальнейшего расширения этот термин стал обозначать совокупность энергий и феноменов – тело силы великой богини, представляющее собой всё мироздание. Как упоминает А. Сандерсон, «доступ к силам восьми матерей, которые порождают восемь божественных семей, можно было получить через ассоциацию их с восемью кругами «тонкого тела» адепта, а именно звук, ощущение, визуальная форма, вкус, запах, воля, суждение и эго. Таким образом, почитатель становился храмом богинь. Центральное божество, из которого эти матери-силы проецируются, в которых они опускаются на землю и в которых они переносятся, нужно было активизировать в этом храме, как верховных владыку (кулешвара) и владычицу (кулешвари) всей кулы. Как исполненную гармонии и блаженства божественность, которая является сущностной природой адепта.

В культах видйапитха удовлетворение божеств включало соитие адепта с мистическим партнёром. Эта практика продолжается в каулизме. Даже переносится в самый центр культа. Однако в то время как основной целью в видйапитхе было произвести субстанции силы, чтобы удовлетворить божеств, здесь ритуал соития эстетизирован. Магические свойства смешанных половых жидкостей не забыты: адепты, ищущие силы (сиддхи) употребляли их, и даже те, кто хотел лишь спасения, предлагали результат оргазма божествам. Однако теперь акцент сместился к самому оргазму. Теперь это уже не средство получения сексуальных жидкостей. Это привилегированное средство доступа к блаженному расширению сознания, в котором божества кулы проникают внутрь и стирают ограниченное эго почитающего божественность. Употребление мяса и алкоголя трактуется похожим образом. Их цель, как и всего в богослужении – усилить переживание, удовлетворить богинь».

Капалические адепты видйапитхи призывают йогинь с небес, предлагая им свою кровь, вино и мясо, для того чтобы слиться с ними, и став их вождём, вознестись в небеса. Каулические адепты воспринимают йогинь как богинь ума и чувств. Эти богини морочат и порабощают профанов, но наслаждают и ведут к самообожествлению адептов. Адепты, усмирившие своё эго, активизировавшие стремление сознанием обожествить себя и окружающий мир, подносят йогиням дары. Йогини наслаждаются ими вместе с адептами, и, будучи удовлетворёнными, погружаются в бездну божественности, являющуюся сутью адептов, божественным сознанием, проявляющуюся как владыка и владычица кулы – верховные божества мироздания. Таким образом, для адепта, реализовавшегося Бхайравой, Кали и всем пантеоном сил Кали, обожествляется всё.

В ядро пантеона одной из наиболее древних традиций каулизма входят Махакалабхайрава и Махакали, богини Агхора, Гхора и Гхоратари вместе с их бхайравами, восемь матерей и октада бхайрав. Путь этой традиции крайне эффективен и быстр. Он не требует огромной массы ритуалов и медитаций, необходимых в менее продвинутых традициях. Каулическая дикша (посвящение) – очень мощна. Посредством каулической дикши гуру открывает перед адептом тропу освобождения, силы и блаженства. Через обретение учения, дикши и особых техник, адепт обретает возможность обожествиться и стать дживанмуктой, божественным существом, освобождённым от сансары уже при жизни, до распада физического тела. С помощью медитативного церемониала каулический гуру нейтрализует все вселенские силы и переживания, кроме тех, которые ведут адепта к цели. Гуру соединяет сознание и энергию адепта с сознанием и энергией божественности. Помимо этого, духовный мастер наделяет адепта божественным тонким телом. Это позволяет адепту, при наличии у него такого желания, переродиться на планете Земля, или в другом мире, высшим существом.

Тропа Бхайравы и Кали есть то, что в силах помочь достойным людям прийти к возрождению и расцвету. Пройдя через палеолит, бронзовый век и средневековье, традиция обогатилась новыми методами и символами, логической философской системой, полезной интеллектуальным людям, а также адекватной терминологией для легкости и удобства изложения учения современному человеку.

А. М. Джайадхар