Божества бхупура Бхайрава-Кали-Мандалы. Глава из книги «Абхичара — индийская магия»

Одного из сыновей Шивы и Шакти, величают Ганеша, Ганапати. То есть, вождь, атаман ганы. Ганой в санскрите именуют свиту Шивы и Шакти, состоящую из богов, дакини, титанов, мудрецов, демонов и ракшасов. Английское слово «gang» (банда, шайка), породившее слово «гангстер», происходит от древнего индоевропейского слова «гана». Почему же божественного сына Шакти и Шивы зовут Ганеша, то есть предводитель организованной, хорошо вооруженной преступной группировки? Почему его брат Сканда является богом воинов, разбойников и воров? Да потому, что изначально Рудра (он же Шива, он же Бхайрава) являлся божеством радикального мистицизма, стихийных бедствий, войн и налетов. Шива всегда очень отличался от других арийских божеств. Алтари всех божеств ведического пантеона обращены на восток, и только алтари Рудры, Шивы, обращены в сторону сурового края – севера. Алтари Бхайравы размещаются на северо-востоке. Рудра-Шива-Бхайрава прославился в мифах тем, что отрезал голову вождю и первосвященнику вселенной: богу-творцу Брахме, а также весьма успешно поучаствовал в вооруженном ограблении, в рэкете и в каннибализме. Бхайрава убил охранника дворца Вишну, ворвался внутрь, вымогал у Вишну кровь для утоления жажды (и таки получил кровь), после чего съел труп охранника, угостив им ведических мудрецов и их жен, и передал им свой шактипат, свою трансгрессивную дхарму, ее учение и ее практику. Эти священные мифы широко известны в Индии и за ее пределами, к тому же эти мифы были подробно описаны учеными, в частности Элизабет Шалье-Висувалингам. Рудра и Кали всегда олицетворяли «неформат», нонконформизм. Их высшая мудрость и высшая дхарма настолько превосходит дхармы других божеств индуистского пантеона, что не очень с этими дхармами считается и сочетается. Бхайрава и Кали настолько всеобъемлющи и святы, что их святость переходит в свою противоположность. Также как яркий свет ослепляет глаза и дарует тьму; а тьма – рождает сенсорный зрительный голод, что приводит к возникновению в сознании человека ярких световых вспышек, пятен и фигур. Как и большинство древних божеств, Шива-Бхайрава, Шакти-Кали, Ганеша и Сканда – божества амбивалентные.

В самые древние времена, когда арии жили военизированными общинами родичей, проводящих жизнь в набегах, Рудра, как таковой, вполне соответствовал нормам арийской религии. Позже, когда арии выделили себя из природы сильнее, Рудра, Шива занял в их дхарме особое место святого бога, имеющего трансгрессивные, амбивалентные качества. Когда арийское общество дошло до эпохи царств и империй с сильной государственной властью, государства попытались обезопасить себя от Шивы посредством забвения и утрирования: замалчиванием антидогматических, антисоциальных аспектов Шивы, и акцентированием на «соответствующих духу времени» религиозных аспектах. Таким же образом поступили и с богиней Кали: причесали, перестали вспоминать о ее изначальном первобытном, радикальном и преступном характере, и нарисовали на иконах не символом ужаса для профанов, не символом изначального огня жизни древних радикалов, но миловидной улыбающейся женщиной, причесанной и одетой в сари. Некоторые люди дошли до такого безумия, что вопреки самому архетипу Кали, вопреки самой идее, самой специфике ее природы, богиню Кали объявили «богиней-вегетарианкой». Однако истинную природу Бхайравы и Кали (первобытные мистики-нонконформисты, благие хищники, анархи) позабыли далеко не все. Да и санскрит рассказывает нам о многом. В частности, почему Шива и Кали приходятся отцом и матерью ганы – вооруженной группировки аутсайдеров, чьими атаманами являются их дети: Ганеша и Сканда. Почему индийские криминальные джати, касты и братства преступников ведут свое происхождение от Шивы, Кали и их потомков. Помимо всего этого, Кали, Бхайрава, Сканда и Ганеша являются основателями многих духовных школ и авторами многих мистических традиций, включая самые гениальные и мощные. Ганеша и Сканда известны как достойные дети своего Отца и своей Матери, как «идущие по стопам родного отца и матери», (яблоко от яблони недалеко падает). Попытки практиковать путь Ганеши, Сканды, Кали и Бхайравы, полностью игнорируя их амбивалентный, бунтарский, хищный, нонконформистский характер – это попытки рафинировать Шайва-Шактизм, перекрасить его красно-черно-белый узор в розовато-голубовато-желтоватые цвета. То есть это попытки превратить Шайва-Шактизм в то, что от реального, изначального Шайва-Шактизма отличается. А нужен ли семье Шивы и Шакти такой ханжеский псевдо-духовный трансвестизм? Они что, попросили кого-либо переодеть их в исключительно белое и пушистое? Разве они просили кого-либо пытаться извращать их натуральную трансгрессивность, превратив ее в несвойственную им законопослушность? Разве они просили кого-либо спилить им напильниками когти, бивни и клыки, и сделать богов этой кулы существами травоядными?!

Насколько я понимаю, наши боги никого об этом не просили. И потому я говорю тем, кто игнорирует трансгрессивные аспекты божеств этой божественной семьи и приписывает им качества, от которых эта семья свободна: люди, очнитесь, и посмотрите правде в лицо. Если эти божества не родные для вас – вам не надо называть себя шайва-шактами. Вам надо прийти к вашим, натуральным для вас богам, и соответствовать им. Не надо пытаться перекрашивать, маникюрить, полировать, причесывать и гримировать Бхайраву и Кали, Ганапати и Сканду. Они и так красивы для своих детей и родичей. Не надо надевать на членов этого божественного семейства общественно-благопристойные платья и костюмы. Не нужен ботокс. Они есть те, кем они изначально являются! И если мы уважаем их, то должны жить и практиковать согласно принципу: «Лучше трудная правда, чем красивая ложь».

В бхайрава-кали-мандале Ватука и Ганеша заведуют охраной бхупура. Бог Ганеша и его супруга – богиня Сиддхиридхи, будучи божествами устраняющими препятствия, контролируют проникновение в мандалу. Их магия дарует устранение препятствий и оков, открытие дверей, проходов, возможностей, тайн, сил, знаний, блаженства, обеспечение входа и ввоза. Бог Ватука и его супруга – богиня Угракумари, будучи божествами способными даже у Брахмы отобрать его голову, контролируют выход из мандалы, закрытие дверей, проходов, отнятие возможностей, обеспечение вывоза и выхода. Без согласия Ганеши и Сиддхириддхи никто из людей не может войти в сокровенное пространство бхайрава-кали-мандалы. Без согласия Ватуки и Угракумари никто из людей не может из мандалы выйти. Эти две йамалы божеств возглавляют четыре йамалы хранителей ворот бхупура мандалы.

Восточные врата мандалы охраняет бог Майасура – архитектор измерения титанов (божественных лордов войны) и инфернальных миров; и Оладэви – богиня холеры и исцеления от холеры.

Южные врата мандалы охраняют Сканда и Дэвасена – бог и богиня воинской силы пантеона свастики, которые также являются божествами бешенства, буйной одержимости, психоза, огня пожаров и воровства.

Они же являются божествами исцеления от бешенства, от буйной одержимости и психоза, и они же защищают от огня и воров.

Западные ворота мандалы охраняет Дандапатанака – бог столбняка и исцеления от столбняка; и Рактавати – богиня заражения крови и исцеления от заражения крови.

Северные ворота мандалы охраняет Джварасура – бог жара лихорадки, малярии, и исцеления от жара лихорадки, от малярии; и Шитала – богиня черной оспы, холода, а также защиты от холода и черной оспы.

Бхайрава-кали-абхичара является таким видом магии, который в состоянии практиковать исключительно родичи всех божеств бхайрава-кали-мандалы. Пантеон божеств этой мандалы имеет крайне интенсивный и разрушительный для профанов характер своих проявлений. Породниться со всеми божествами мандалы, пройти через ворота и бхупур к лотосу измерений, договориться с какой-либо парой божеств о магической помощи и выйти из мандалы целым и невредимым – может далеко не каждый человек. Родич богов в силах пройти через любые ворота, весь бхупур и установить правильные отношения с божествами лотоса, триконы (треугольника), центра, верха и низа. Мастеру же абхичары высочайшего уровня квалификации вообще даже не придется входить в ворота. Он может войти в мандалу через ее центр: для этого надо быть живой манифестацией Бхайравы и Кали. Мандала – величайшее место силы. Будучи особым мистико-магическим измерением, она также частично проецирует себя на определенные места планеты. Двумя важнейшими местами проекции силы бхайрава-кали-мандалы являются Варанаси и Камарупа.

А. М. Джайадхар