Чандабхайрава и Чанди (Каумари)

Благодаря кроваво-красному цвету тела, Каумари ассоциируется с богиней Гхора и зовется Рактабхайрави

Чандабхайрава и его шакти Чанди, также именуемая Кумари или Каумари,  олицетворяют мир битвы, их царство – поля сражений и места схваток. Это ужасные, жестокие, свирепые боги войны, великие полководцы, стратеги и воины, заливающие кровью землю и покрывающие ее телами, захватывающие богатства и побеждающие врагов. Эти божества подобны могучим хищным зверям.  Они давят врагов, отнимают имущество и пожирают жертвы. Каумари и Чандабхайрава неистовы в битве. Они горячие и страстные, гневные во главе гневной дружины, твердые как опора земли и безжалостные к своим врагам. Согласно некоторым источникам, капалики считали Чандабхайраву гневным воплощением бога солнца Сурьи. Ряд более поздних тантрических традиций считает Чандабхайраву воплощением бога войны и воров Сканды. На юге Индии Чандабхайрава проявляется как бог, имеющий золотистого цвета тело, держащий в руках лук, стрелу, сосуд-камандал и меч прямой формы. Его вахана – павлин, пожирающий змею. Согласно традициям севера Индии и Непала, Чандабхайрава имеет тело красного цвета, его ваханы – кабан и павлин. В ряде других индийских традиций он описывается как бог, имеющий синее тело, подобное цвету тела павлина, держащий в своих руках огонь, копье, жезл-булаву и камандал. Богиня Кумари чаще всего изображается передвигающейся верхом на павлине, увенчанной короной киритамукуты, держащей в руках копье, топор, боевой лук, а также сосуд или поднос с серебряными или золотыми монетами.

Чандабхайрава и Сканда родственны друг другу

Эта божественная пара располагается на юге бхайрава-кали-мандалы. Их измерение – мир войны. Согласно традиционным религиозным мандалам Индии, на юге обитает бог смерти и мертвых Йама, планета Марс, питары – благие предки, а также пишачи – демоны, образовавшиеся из проклятых предков. Общим у всего, что располагается на юге мандалы, является связь со смертью и миром мертвых. Сканда, Марс и гневная форма Сурьи являют собой манифестации войны и победы. Через это со смертью, воинской честью и бесчестием жестоких убийц связаны умершие предки: питары и пишачи.  Сын Шивы и Парвати Сканда, он же Картика, он же Муруган, является верховным главнокомандующим армии богов и покровителем жуликов.  В этом он родственен своему брату – богу Ганеше. Разница в акцентах: Ганеша является ученым мудрецом, атаманом дружины Шивы и Шакти, устранителем препятствий и начальником стражи храмового чертога своих отца и матери, а также покровителем гангстеров и воров.  Сканда – это, прежде всего лорд войны, кшатрий, воин, побеждающий полководец, затем уже мудрец, покровитель воров и бандитов, как и начальник стражи. Само имя «Сканда» может быть переведено с санскрита как «атакующий злоумышленник». Согласно некоторым мифам, Сканда является формой бога огня Агни. Как Агни и как олицетворение гневного аспекта Солнца, Чандабхайрава в пылу сражения может уничтожить весь мир. В тантрической интровертивной мандале Чандабхайрава и Кумари олицетворяют манас. В негативном аспекте они олицетворяют проявление жадности, вызывают в человеке проявления жадности и жестокости.

chandabhairava
Чандабхайрава в североиндийской традиции

А вот сокровищница их позитивных аспектов: даруют неописуемо мощную энергию, уничтожают конкуренцию и соперников. Они могут даровать триумф обожествления, победу над врагами, присвоение денег и имущества, предвидение исхода битв. Они могут защитить от врагов честь, жизнь, имущество и территорию, даровать таланты стратегии и тактики, даровать талант координировать войско и доминировать над бойцами. Они могут освятить оружие и усилить его мощность, направить оружие точно в цель. Они могут натравить врагов друг на друга, ссорить людей и мирить людей. Способствуют захвату территории и контролю над ней, избавляют от жадности. Таковы их сиддхи. Махасиддхи Чандабхайравы и Каумари проявляются так: в битве и на войне они могут победить кого угодно, и обеспечить великий триумф. Функция этих божеств – создание войн, управление войной, уничтожение врага на войне, захват, победа.

Rakta_Bhairava
Из за кроваво-красного цвета тела Чандабхайраву именуют Рактабхайрава

В бхайрава-кали-мандале, используемой в абхичаре, Чандабхайрава и Чанди-Каумари имеют свою специфическую антропоморфную форму. Тело Чандабхайравы красного цвета. Головы бога, увенчанная боевым шлемом, излучает ауру в виде пылающего золотого солнца. Вокруг шеи – гирлянда из окровавленных отрубленных голов и ожерелье из драгоценных камней, на груди пластинчатый панцирь, на теле брахманский шнур из кишки человека. В руках Чандабхайрава держит длинный прямой меч, щит, копье, еще одна его рука демонстрирует абхайа мудру. Пояс бога украшен отрубленными человеческими руками. Чандабхайрава облачен в синие, небесно-бирюзовые и черные одеяния, украшенные золотой вышивкой.

Каумари практикует тантрическую садхану

Антропоморфная манифестация Кумари выглядит так: тело красного цвета, вокруг головы, увенчанной боевым шлемом, сияет аура пылающего золотого солнца. На шее богини гирлянда из отрезанных голов, гирлянда из отрезанных ушей и ожерелье из драгоценных камней. Грудь защищает пластинчатый панцирь. В руках Каумари: сабля, боевой лук, огненная стрела; еще одна рука демонстрирует варада мудру, наделяющую адептов золотыми и серебряными монетами. Пояс грозной богини украшен скальпами врагов. Она облачена в синие, небесно-бирюзовые и черные одеяния, украшенные золотой вышивкой. Ее тайное имя – Гхорарупа, «Имеющая ужасную форму». Ваханами Каумари и Чандабхайравы являются вепрь, крылатый конь, павлин; тотемами – тигр, волк, орел и сова. Небесным спутником этой  йамалы является бог Мангал (Марс), соседствующим спутником – бог Йама.

Chanda
Чандабхайрава в южноиндийской традиции

Чандабхайрава и Каумари управляют пишача кулой. Пишачи — злобные и вредоносные демоны, согласно распространенному определению являющиеся проклятыми душами питаров (предков), нападающие на людей, пожирающие их и пьющие их кровь. Согласно же брахманам и «Махабхарате», пишачи были созданы Брахмой вместе с асурами и ракшасами из отдельных капель воды, оставшихся после тех капель, из которых были созданы девы, люди и гандхарвы, или возникли из мирового яйца. Согласно пуранам пишачи — это дети Кашьяпы и его жены Пишачи (Кродхаваши, Капиши) или созданы Брахмой из своего гнева («Вишну-пурана»). Против пишачей существуют специальные заклинания и травы, так как они способны на похищение душ людей. Вместе с бхутами, веталами и якшами пишачи обитают в местах кремации мертвецов. Также местами их жительства бывают пустые дома и заброшенные дороги. Передвигаются эти демоны в сумерках. Они способны принять любой облик и даже стать невидимками. Некоторые индийцы верят, что тот, кто увидит пишачей – в течение девяти месяцев умрет, если только не задобрит Чандабхайраву и Кумари гимнами в их честь и подношениями даров.

Ни один враг не устоит перед мощью бога войны

А. М. Джайадхар