Сакральная анатомия Махакали

Богиня Махакали (Махапара) является высшей истиной, единой с неописуемым Махакалабхайравой. Её называют Анакхйа (невыразимая), Ануттара (непревзойдённая, всё превосходящая), Парасамвит (высшее сознание), Чит шакти (сила сознания), Ананда шакти (блаженство гармонии божественности), Ануграха шакти (великая милость – сила обожествления).

p1250803
Махакали

Ананда шакти содержит в себе иччха шакти (нерушимое божественное намерение) в ее чистой форме, не омраченной желаниями. Иччха шакти развивается в джняна шакти (силу познания), джняна шакти разворачивается в крийа шакти (активность действия). Поскольку и познание, и волеизъявление являются активностью, иччха и джняна могут называться крийа. Все эти упомянутые пять энергий (чит, ананда, иччха, джняна и крийа) на самом деле являются пятью аспектами единой универсальной шакти – Махакали. Крийа шакти, проявляющаяся в аспекте шивавартини – и есть вимарша, божественное самоосознание. Вимарша не отдельна от Чит шакти. Чит шакти есть Ануттара шакти. Таким образом, эти пять энергий являются пятью аспектами универсальной Парашакти, которая едина с Шивой. Она и есть Ануттара.

4ikons-tk
Махакали

Махакалабхайрава (Шива) эманирует из себя Махакали (единую Парашакти) посредством своих пяти ликов, имя которым Ишана, Татпуруша, Садйоджата, Вамадэва, Агхора. Таким образом, Парашакти становится пентадой энергий. Ишана проявляет чит шакти, Татпуруша – ананда шакти, Садйоджата – иччха шакти, Вамадэва – джняна шакти, Агхора – крийа шакти. Любая энергия и любой феномен вселенной есть проявление одного из свойств-аспектов Махакали.

600px-Kali_Yantra
Кали янтра — сакральная анатомия Вселенской Энергии

Махакали именуют Махапара, Матрсадбхава, поскольку, она приходится матерью трёх великих богинь, пребывающих в центре всего и порождающих всю мандалу вселенной – махагахвару (великая бездна). Имена этих богинь – Агхора, Гхора и Гхоратари. Её божественный супруг Махакалабхайрава, принцип существования Махакали, является основой существования трёх великих Бхайрав: трёх принципов существования этих трёх великих богинь-энергий. Да будет рассмотрена природа трёх богинь первичной матрицы универсума.

trika-diosas-trishul
Агхора (Пара), Гхора (Парапара), Гхоратари (Апара)

 

Тремя самыми основными вселенскими проявлениями Махакали (Махапара) являются Агхоракали (Пара), Гхоракали (Парапапа) и Гхоратарикали (Апара). Агхора предстаёт в мирной форме, её проявления позитивны. Её изображают красивой, цвет её тела – белый. Иконографический облик Агхоры не вызывает ужаса и страха. В триаде сознания, образующей вселенную, она олицетворяет субъект. Гхора проявляется в страстно-гневной форме. Её проявления могут быть как позитивными, так и негативными. Её тело – красного цвета. Она выглядит сексуальной и гневной одновременно. В триаде сознания, образующей вселенную, она олицетворяет когнитивное поле, процесс познания. Она представляет собой ужасную энергию. Гхоратари предстаёт в ещё более ужасной и гневной форме, хотя и не лишённой аспекта сексуальности. Её проявления негативны для профанов, однако могут быть позитивны для продвинутых адептов. Тело её чёрного цвета. В триаде сознания, образующей вселенную, она олицетворяет объект.

Некоторые древние традиции, такие как кашмирское мистико-магическое направление, чьим коренным текстом является Сиддхайогешваримата тантра, описывают антропоморфные формы трех видий (тантрических богинь), выражающих основополагающее проявление Махакали (о которой в самой Сиддхайогешваримата тантре упоминается лишь косвенно, между строк) таким образом: Их три – кристально-белая, огненно-красная и черная.

2v
Агхора (Пара)

Кристально-белая богиня прекрасна. Она имеет три сияющих глаза и держит в своих шести руках чётки, священный текст, капалу и трезубец. Две другие руки сложены в варада мудре и в абхайа мудре. У красной и чёрной богинь по три сияющих глаза, их языки – как молнии, тело красной богини сложено грубовато, чёрная богиня имеет грубое телосложение. Тела обоих богинь украшены великими змеями. Они имеют ужасающие клыки, их рты широко открыты. Обе богини ужасны, с нахмуренными, сросшимися бровями, каждая из них украшена гирляндой из человеческих трупов, ожерельем из огромной змеи и серьгами из кистей человеческих рук.

Богиня Гхора (Парапара) держит в своих руках трезубец, посох с черепами, капалу с кровью и сосуд, ещё одна рука сложена в ваджрапатака мудру.

3v
Гхора (Парапара)

Богиня Гхоратари (Апара) держит в руках трезубец, посох с черепами, нож для разделки мяса, капалу, барабан дамару и меч.

4v
Гхоратари (Апара)

В антропоморфной тантрической иконографии из Садашивы растет трезубец тройного лотоса и богини находятся в трёх лотосах.

TrikaMandala
Уровни мироздания

Богиня Агхора располагается в центральном зубце, а Махакали (Махапара, Парамагхора) – над ней. Существуют иконографические изображения, на которых Махакали предстаёт в многорукой и многоликой форме, с чёрным, красным, белым и зелёным лицом.

Говорится, что в умиротворяющих ритуалах нужно созерцать Саттвика дэви белого цвета. В подчиняющих ритуалах нужно созерцать Раджаса дэви красного цвета. В гневных ритуалах нужно созерцать Тамаса дэви черного цвета. При этом некоторые весьма уважаемые тексты указывают, что к богине Гхора прибегают и при чёрной магии, направленной на причинение ущерба врагам. Это говорит о том, что функции каждой из трёх богинь выходят за рамки модуса одной из трёх гун пракрити. Рассмотрим снова природу и проявления каждой из трёх богинь, на этот раз более детально.

Богиня Агхора, именуемая Пара (высшая, превосходящая, обожествляющая), есть иччха шакти. Её речь – паравак (неописуемая речь); она ведет к божественности, приводя адепта к восприятию того что адепт – божественность. В человеческой речи Агхора проявляется как первое лицо. В действии она – сришти (проявление). Как модус сознания она есть абхеда (тождество). В триаде сознания она есть праматр (субъект, знающий). В триаде Шива-Шакти-Нара (сознание-энергия-форма), она проявляется как Шива. По отношению к человеку она сила благоприятная. В человеке она есть атман. Её имя означает «вне страха, не страшная».

991105_7611720_b
Агхора. Художник — Лалита Джайадхар

Богиня Гхора, именуемая Парапара (срединная, между превосходящей и огрубляющей), есть джняна шакти. Её речь – пашьянти (речь в потенции) и мадхьяма (речь в сознании). Профанов она ведёт к мирскому, вызывая ощущение различия в единстве, продвинутых адептов она может вести к божественному, вызывая ощущение единства в различии. В человеческой речи Гхора проявляется как второе лицо. В действии она – стхити (поддерживание). Как модус сознания она есть бхедабхеда (тождество-и-различие). В триаде сознания она есть прамана (средство познания, познание). В триаде Шива-Шакти-Нара (сознание-энергия-форма), она проявляется как Шакти. По отношению к обычному человеку она может быть благоприятной, нейтральной или негативной. В человеке она – процессы, происходящие в головном и спинном мозге, нервах и органах восприятия. Её имя означает «страшная, ужасная».

991139_12730084_b
Гхора. Художник — Лалита Джайадхар

Богиня Гхоратари, именуемая Апара (низшая, уплотняющая, огрубляющая, сковывающая), есть крийа шакти. Её речь – вайкхари (речь рта). Она толкает живые существа к погружению в сансару, вызывая ощущения различия. И только продвинутые адепты, могущие в медитации воспринять себя богом и богиней, воспринимают Гхоратари как часть собственных проявлений. В человеческой речи она проявляется как третье лицо. В действии она – самхара (растворение, уничтожение). Как модус сознания она есть бхеда (различие). В триаде сознания она есть прамейа (объект). В триаде Шива-Шакти-Нара (сознание-энергия-форма), она проявляется как Нара. По отношению к человеку она проявляется негативно. В человеке она является материальной плотью.

991161_15731350_b
Гхоратари. Художник — Лалита Джайадхар

В активности ума: в переживании – доминирует Агхора, в воспоминании – Гхора, в чередовании викальп (мысли, образы, умопостроения) – Гхоратари.

Одно – Шива, двоичность – Шакти, множественность – Нара. Одно порождает два, два порождает три, три порождает всё множество. Агхора – жизненность Шивы. Гхора – жизненность Шакти, Гхоратари – жизненность Нары. Шива пребывает в Шакти, Шакти пребывает в Наре. Все в мире состоит из Шива рупы, Шакти рупы и Нара рупы. От таттвы земля до таттвы шуддхавидья – доминирует Нара. От таттвы шуддхавидья до таттвы шакти – Шакти. Таттвы шакти и шива – Шива.

Нара-джива (живое существо) желая реализовать свою природу Шивы, должно прийти за помощью к Шакти. Без Шакти все мертво и ничего не возможно. Обращаться за духовной помощью прямо к Шиве невозможно, так как он трансцендентен. Всем, чем Шива мог человеку помочь – он уже помог: наделил божественной потенцией. Обращаться за помощью к Наре – бессмысленно, так как любая Нара без Шакти вообще бессильна и мертва. Поэтому в каула марге правильное взаимодействие с Шакти является основополагающей практикой.

12096435_10153635435832974_879366393806060450_n
Махакали

Согласно тексту Сиддхайогешваримата тантры, чтобы наполниться силой богинь надо медитировать на них, а также совершать пентаду особых действий, входящих в церемониал великой триады. В тетраду входят видйаврата, огненные ритуалы, и шмашана садхана.

Aghora-full-image.1150px

1. Церемониал соответствия почитаемой видйе, видьяврата: адепт должен посыпать тело пеплом, бродить в необитаемых местах, смеяться, буйным, неистовым и диким смехом, громко рецитировать вспомогательные мантры. Для призывания богини Агхора надлежит совершать внутренние действия. Для призывания богини Гхора – в период цикла призывания богини надо громко и неистово смеяться. Для призывания богини Гхоратари во время цикла практики надо принять жестокий, злобный вид и иногда обзывать и оскорблять людей вокруг.
2. Огненный церемониал: джапа в сопровождении агникарйи, тантрической агнихотры.
3. Водяной церемониал: почитание посредством подношения воды из аргхапатры.
4. Кладбищенский церемониал, шмашана садхана: призывание богинь-йогини ночью на шмашане, обнаженным, усыпанным пеплом. Богинь надо соблазнять, предлагая им «нечистые» субстанции – такие как мясо и сиддхамрита (смешанные сексуальные субстанции). Также богиням надо приносить в жертву кровь из своей левой руки.
5. Церемониал подготовки сознания, энергии и тела: перед тем, как выполнять вышеописанные ритуалы, нужно выполнить защитные ритуалы. Тот, кто по своему неведению не совершает их, попадает под власть божеств. Поэтому, мудрый перед ритуалом всегда выполняет маха-шодха-ньясу, пуджу и бали (жертвоприношение).

А. М. Джайадхар